В Албании полиция задержала танкер, который перевозил более 22 тысяч тонн нефти. Власти страны подозревают, что судно нарушало введенные ЕС санкции и контрабандой везло российское сырье
Фото: Игорь Онучин/ТАСС
Судно и его экипаж из 22 человек были задержаны в порту албанского города Дурреса в ходе операции под кодовым названием «Эмбарго». Сообщения достаточно противоречивые. «Судно вышло из Азербайджана, и предполагается, что затем в греческом порту Каламата оно было загружено с другого судна 22,5 тысячами тонн дизельного топлива», — говорится в заявлении полиции. При этом в других сообщениях говорится не о дизтопливе, а о нефти. И самое главное — нигде не сообщается о названии самого судна.
А самое, пожалуй, странное во всех этих сообщениях то, что везде говорится о «судне из Азербайджана». Притом что Азербайджан — это Каспийское море, а Албания находится на Средиземном. Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Не очень большая партия. Если судно отключит транспондер, его не видно будет на судовых трекерах. Я сомневаюсь, что это судно вышло из Азербайджана, прошло какими-то каналами через Россию, а в итоге попало в Средиземное море. Танкер, если он специализируется на таких контрабандных операциях, мог оказаться «задвоенным»: это когда два танкера ходят с одинаковыми названиями. Другой вопрос, если он загрузился азербайджанской нефтью, это может быть Баку — Тбилиси — Джейхан. Вполне возможно, предполагалось, что он выгрузит часть нефти там, часть повезет куда-то еще — таким образом и будут запутываться следы. Потому что позиция Евросоюза такая: вы можете смешивать российскую нефть с какой-то другой, и этот танкер потом может эту смесь выгружать в европейских портах, но только если он укажет пропорцию российской нефти. Это четко было прописано в шестом пакете антироссийских санкций».
Различные махинации со сравнительно небольшими партиями углеводородного сырья — вещь далеко не новая в условиях конфликтов. Хорошо известно, что запрещенная в России ИГИЛ, пока она была активна, сделала такие поставки одним из основных источников своих доходов. Понятное дело, что такую нефть или низкокачественное дизтопливо не повезешь в Роттердам. Но отправить подобный груз на давно проржавевшем танкере куда-нибудь в Африку и заработать на этой операции несколько миллионов долларов — дело весьма реальное. Поэтому число таких контрабандных или полуконтрабандных операций постоянно растет, свидетельствует главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко:
Михаил Войтенко главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» «В Таррагоне один танкер задержали, потому что во время перекачки с танкера на танкер произошел разлив. Чем дальше, тем больше ЧП с этим будет. А может быть, они попытались через Дуррес наладить — где-то в районе Албании устроить зону перегрузки танкера. Такой район — Каламата: там российских танкеров «Совкомфлота» [полно], они там мельтешат. Где, кто, что, куда там загрузил и под каким соусом, куда дальше предназначалось — черт ногу сломит. Ситуация динамическая, она в развитии. И те не знают, и эти не знают. Западные страны пока тоже не знают, как, где, что, кого отлавливать, за что именно карать или задерживать».
Конечно, на фоне супертанкеров, которые перевозят нефть гигантских компаний типа Shell или BP, все это выглядит мелкой суетой. Однако, по оценкам BIRN, только в ходе четырех недавних крупных полицейских операций было изъято около 200 тысяч тонн, предположительно, контрабандной нефти из России и Ливии. Так, в январе албанская полиция арестовала 13 человек, включая десять иностранцев и трех албанцев, за попытку контрабанды 62 тысяч тонн ливийской нефти. Ранее, в прошлом июле, правоохранителями было захвачено судно, на борту которого находилось около 80 тысяч тонн нефти. А в сентябре еще одно — с грузом около 25 тысяч тонн.
Источник: bfm.ru