Глава Минфина Силуанов заявил, что таким образом крупный бизнес по сути примет участие в финансировании госпрограмм. В целом власти рассчитывают получить около 300 млрд рублей
Фото: BFM.ru
Минфин согласовывает с бизнесом разовую выплату в бюджет части сверхдоходов, полученных в прошлом, — в 2021 и 2022 годах. Власти рассчитывают получить таким образом около 300 млрд рублей дополнительных доходов в бюджет с крупных компаний. Но такие выплаты не коснутся нефтегазового сектора и предприятий малого и среднего бизнеса. Разработают соответствующие поправки в налоговое законодательство. Это все свежие заявления главы Минфина Антона Силуанова.
На прошлой неделе первый вице-премьер Андрей Белоусов сообщил, что власти обсуждают с бизнесом такой разовый добровольный взнос в бюджет. Речь идет о платеже в формате windfall tax, отмечал Белоусов. Потенциальный объем платежа глава РСПП Александр Шохин предварительно оценивал в районе 200-250 млрд рублей.
Вот что сказал Силуанов в интервью каналу «Россия 24»:
«Тот прирост, который был получен, в основном это конъюнктурные доходы. Частью прироста бизнес готов поделиться с государством. Сразу скажу, что мы не рассматриваем вопрос участия малого бизнеса в этом вопросе, а также нефтегазового сектора. Почему? Потому что мы по нефтегазовому сектору в последнее время приняли целый ряд налоговых новаций, которые и так централизуют часть дополнительной ренты, которую этот сектор получил в результате ценовой конъюнктуры. Поэтому детали сейчас еще раз согласовываются с нашими предпринимателями, и я уверен, что в ближайшее время мы найдем тот оптимальный для бизнеса инструмент, которым бизнес будет участвовать в финансировании по сути дела государственных программ. Мы рассчитываем, что это будет порядка 300 млрд рублей».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя предложение о сборе 300 млрд рублей с бизнеса в виде добровольного взноса, подчеркнул, что ключевое слово здесь «добровольный», но бизнес должен понимать «потребности страны. «Взаимодействие власти и бизнеса — дорога с двусторонним движением», — сказал Песков.
В масштабах дефицита бюджета России в 2022 году, который составил 3,3 трлн рублей, 300 млрд рублей выглядят странно, говорит советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие инвестиции» Сергей Хестанов:
Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие инвестиции» «Величина дефицита бюджета, которая зафиксирована в январе, подталкивает правительство к взысканию дополнительных налогов. Скорее всего, будут рассматриваться компании не по принципу принадлежности к какой-либо отрасли, а по принципу наличия достаточно большой бухгалтерской прибыли. Цель этого мероприятия — пополнить бюджет, при этом создавать финансовые проблемы работающему бизнесу достаточно нежелательно. Поэтому основным критерием для отбора компаний будет та прибыль, которую у компании можно изъять без риска для основной бизнес-деятельности компании. Компании, которые попадут в фокус внимания, скорее всего будут представителями самых разных отраслей. Та сумма, которая обсуждается, совершенно недостаточна для компенсации даже большей части накопленного дефицита бюджета. Поэтому, скорее всего, помимо дополнительного налогообложения прибыли будут использованы и такие ресурсы, как некоторое ослабление рубля и увеличение внутренних заимствований. Потому что в прошлом году удавалось успешно размещать государственный долг на внутреннем рынке, в этом году эта традиция скорее всего будет продолжена».
Изначально описанный Белоусовым windfall tax и добровольность вызывали большие вопросы, версия и условия, озвученные Силуановым, снимают часть из этих вопросов для бизнеса, отмечает член правления Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс:
Игорь Юргенс член правления Российского союза промышленников и предпринимателей «Категории, набор бизнесов, основания, по которым это надо было бы платить и все остальное вызывало большие вопросы. РСПП выступил за то, чтобы налог на прибыль был бы повышен на 0,4-0,5%. Когда механизм становился бы прозрачным, понятным, прошел бы через Госдуму, вошел бы в бюджет, тогда и механизм сбора, и механизм трат становился бы прозрачным и понятным как тем, кто платит, так и тем, кто получает. Если сейчас Минфин говорит о том, что это будет сделано через налоговые механизмы, это и по размерам, по-моему, и по способу взимания удовлетворяет претензии бизнеса. Мне кажется, предложение Минфина намного ближе к тому, что хочет бизнес».
Согласно данным Росстата, в первом полугодии 2022 года российские предприятия получили сальдированную прибыль — это прибыль минус убыток — в размере больше 16,5 трлн рублей. Это на треть больше, чем за тот же период 2021 года. Во втором полугодии динамика несколько ухудшилась. За девять месяцев сальдо составило больше 20 трлн рублей. Это уже немного меньше, чем в тот же период 2021 года — на 2,7%. Данные за весь прошлый год Росстат опубликует в марте.
Источник: bfm.ru